ЗАО "КРИБЕЛ-КОНСАЛТ"
kribel.ru  

О компании

    О КОМПАНИИ


    РЕГИСТРАЦИЯ

    РЕОРГАНИЗАЦИЯ

    ЛИКВИДАЦИЯ

    ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

    КОРПОРАТИВНЫЙ СЕРВИС

    СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

    МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ
    АРБИТРАЖ
  • Содержание работ по арбитражу
  • Специализация КРИБЕЛ-КОНСАЛТ
  • Стоимость услуг по арбитражу
  • Заявка на арбитраж
  •     ОЦЕНКА

        IT - ИНЖИНИРИНГ

        ON-LINE КОНСАЛТ

        КОНТАКТЫ





    СРОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

        При определении давностного срока прежде всего следует отметить, что органом, привлекающим к налоговой ответственности в силу буквального толкования норм НК РФ, является налоговый орган, который выносит соответствующее решение, вследствие чего возможна процедура принудительного взыскания либо налоговым органом самостоятельно, либо судом.

        В силу ст. 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

        При взыскании налоговой санкции в судебном порядке возникают вопросы по поводу определения и применения давностных сроков.

        Из буквального толкования ст. 113, 115 НК следует, что давностный срок привлечения к налоговой ответственности поглощает срок давности взыскания санкции, т.е. на момент вынесения решения юрисдикционного органа (налогового органа, суда) трехлетний срок со дня совершения правонарушения не должен истечь, а налоговый орган обязан принять решение о привлечении к налоговой ответственности или обратиться в суд с заявлением о взыскании санкции в пределах этого трехлетнего срока.

        Однако данная позиция в некоторых случаях не находит поддержки в судебной практике, несмотря на мнение Конституционного Суда Российской Федерации, высказанное в упомянутом Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, которым ст. 113 НК была признана соответствующей Конституции и дано толкование о порядке ее применения.

        В п. 4.1 упомянутого Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что по смыслу ст. 113 НК во взаимосвязи со ст. 88, 89, 100 и 101 НК, если для оформления результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя), выносимого по материалам проверки. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается (т.е. срок давности считается исчерпанным) с вынесением соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

        Если налоговое правонарушение обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения 6-месячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из ст. 100, 101, 113 и 115 НК, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения 6-месячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

        Следовательно, по смыслу ст. 113 и п. 1 ст. 115 НК во взаимосвязи с его ст. 100, 101 и 104 НК срок осуществления правомочия налогового органа на обращение в суд установлен ст. 115 и не может одновременно определяться ст. 113 НК; срок давности обращения в суд за взысканием налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в ст. 113 НК. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с датой принятия решения суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта с соответствующим решением руководителя налогового органа.

        Таким образом, возвращаясь к вышесказанному, если в результате проверки налоговым органом обнаружены правонарушения, совершенные в пределах трех лет, предшествующих году ее проведения, давностный срок привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности истекает в день оформления акта проверки или вынесения решения и на следующий день после указанной даты начинается течение давностного срока взыскания налоговой санкции, предусмотренного в ст. 115 НК.

        Кроме того, если ранее суды рассматривали давностный срок взыскания санкций как пресекательный, Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5.2 Постановления от 14 июля 2005 г. N 9-П определил, что положения ст. 113 НК по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации. В качестве препятствий к проведению мероприятий налогового контроля Конституционный Суд Российской Федерации указал непредставление необходимых документов в установленный НК срок, иные неправомерные действия налогоплательщика, которые привели к пропуску сроков давности и, следовательно, сделали невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных ст. 119, 120 и 122 НК).




    АРБИТРАЖ




    Срок привлечения к налоговой ответственности


    НОВОСТИ
    СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

    13.10.2008 Контрольный пакет ''Бананы-мамы'' готовы продать из-за долга более 1 млрд руб.
    Вклады до 13,34% годовых. Банк без инвестиций на фондовом...
    [подробнее...]



    13.10.2008 Продуктовый ритейл ждет банкротств и поглощений
    В начале этого года ритейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров Deloitte Touch. Такая тенденция не выглядела удивительной, так как рост в продуктовой рознице по итогам 2007г....
    [подробнее...]



    27.09.2008 Сулейман Керимов хочет купить у Потанина 35% ''Полюс Золота'' за $1,6 млрд
    ''Нафта Москва'' Сулеймана Керимова, которая до весны этого года являлась основным акционером ''Полиметалла'', направила владельцу ''Интерроса'' Владимиру Потанину'' предложение о покупке...
    [подробнее...]






    КУРСЫ ВАЛЮТ
    ЦБРФ на






    © ЗАО "КРИБЕЛ-КОНСАЛТ", Москва

    661-63-24-многоканальный; E-mail: zao@kribel.ru


    Rambler's Top100





    web design by mvm.ru art studio